понедельник, 2 апреля 2018 г.

Что такое орфограмма , орфографическая зоркость?


Тема: Что орфограмма, орфографическая зоркость?
Тип урока: получение нового знания
Цели: формирование у учащихся
1)    представлений о том, что существуют ошибкоопасные места  в слове
2)    представлений об орфографической зоркости
Задача: Ответить на проблемный вопрос, зачем нужно уметь находить орфограммы и развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Предметные:
o   наблюдать за произношением слов
o   уметь сопоставлять произношение и написание слов с орфограммой и без нее
o   знать определение орфограммы
o   уметь определять слова с орфограммой
o   знать определение орфографической зоркости
Метапредметные:
o   уметь обобщать результаты наблюдений
o   планировать учебную деятельность под руководством учителя
o   соотносить полученный результат с данным образцом
Личностные:
o   осознавать значимость полученных знаний

Ход урока.
               I.          Организационный момент.
            II.          Открытие нового знания


Ребята, посмотрите на строчку №1. Кто сможет прочитать слова? Я часть слова закрыла.
o    Произнесем хором первое слово.
ШАР.  Какой звук вы слышите после звука Ш? Верно АААА. Запишем этот звук . Слышу А, а пишем? Тоже А.
o   Произнесем второе слово хором.
ДОМ. Какой звук вы слышите после звука Д? Верно ООО. Запишем этот звук . Слышу О, а пишем? Тоже О.
o   Произнесем третье слово хором.
СЫР. Какой звук вы слышите после звука С? Верно Ы. Запишем этот звук . Слышу Ы, а пишем? Тоже Ы.
Посмотрите, что у нас получилось….. СЛЫШУ,,,ПИШУ….Сравните обе строки. Какой можно сделать вывод? Правильно.
Вывод: есть в РЯ слова, которые как слышатся, так и пишутся.
Как вы считаете, можно в таком слове сделать ошибку? Легко писать такие слова?
Но есть и другие слова.
Обратим внимание на слова второй строки.
1.    Стекло, вода.
o   Хором прочитаем первое слово. СТИКЛО. Какой звук мы слышим после звука Т?
И….запишем: Слышим И. А какую букву мы пишем, посмотрим Е.
o   Хором прочитаем второе слово. ВАДА. Какой звук мы слышим после звука В?
А….запишем: Слышим А. А какую букву мы пишем, посмотрим О.
Посмотрите, что у нас получилось….. СЛЫШУ. ПИШУ….Сравните обе строки. Какой можно сделать вывод? Правильно.
Вывод: есть в РЯ слова, которые пишутся НЕ так, как слышаться.
Постановка проблемы
Скажите дети, про какую из этих строк можно сказать: «Строчка слов с ошибкоопасными местами?» Запомните ребята, такое место в слове, где можно выбрать неправильную букву носит название ОРФОГРАММА. Показываем на букву… Это и есть орфограмма, надо выбирать букву. Показываем вторую строку.

         III.          Работа по теме урока
Сейчас мы с вами проверим, как вы поняли, что такое орфограмма. Я даю вам слово, а вы пальчиками мне покажите, на какую строчку вы его поместите. Готовы?
o   МИР? Это будет слово без орфограммы или с орфограммой?

o   А вот такое слово? Ребус О к НО. Смотрите, какая буква первая? ООО, а как я говорю АААА. Это слово из первого рядя или со второго?    Это слово, где есть какая-то …. Подскажите мне….. какая-то орфограмма……

Возникает такой вопрос, а как же люди выбирают правильную букву???
Ваши предположения? А это, ребята, нужно знать много всяких правил.
Некоторые из них вы уже знаете…а некоторые вам предстоит выучить.

Повторяем правила, определяем орфограммы:
На доске висят картинки:

Давайте покажем, какие правила вы уже знаете? Взяли ручки.
o   Пойдет к доске и запишет с заглавной буквы …. Пишем слово ГРУШИ.  Какая орфограмма в этом слове? ЖИ ШИ пиши с буквой И. Подчеркните орфограмму ЖИ ШИ.
o   Второе слово идет писать к доске….. . КОРОВА. А здесь какая орфограмма?   Подчеркнем непроверяемые безударные гласные в корне слова.
o   Следующее слово Чайник….. ищите орфограмму и подчеркивайте. Какая здесь орфограмма? ЧА ЩА пиши с буквой А.
o   Лыжи. Что за орфограмма кроется в этом слове? ЖИ ШИ пиши с буквой И.
o   Последнее слово запишите Чулок.  А когда запишите, скажите, какая орфограмма в этом слове?  После слова чулок поставили точку.
Возвращаемся к проблемному вопросу
А теперь ребята мы сформулируем проблему,  над которой вам следует задуматься….. Представьте, что дома в школе вам все время говорят: « Данечка, подумай, какую букву здесь нужно записать…. Юля… посмотри внимательно….. что ты здесь напишешь…… вот здесь орфограмма- думай» Станете ли вы ребята грамотными, если вам все время будут подсказывать? Обращать ваше внимание????
Смелее, не бойтесь высказать свою точку зрения.
 Самое главное ребята, научиться самому видеть орфограммы, прежде чем вы напишите слово.    Давайте с вами будем развивать это качество? Оно называется орфографическая зоркость.    То есть,  не нужно ждать, пока вам укажут на ошибкоопасное место в слове- орфограмму, а самим найти ее до того, как вы начнете писать.  Орфографическая зоркость…. Это когда человек умеет увидеть возможную ошибку в слове до написания этого слова.
          IV.          Самоопределение к деятельности.
Задание «Зоркость» (ищем орфограмму безударные гласные.)
На доске записаны слова:
Соль, машина, книга, сова, дым, стена.
Выпишите только те слова, в которых нет орфограммы.  Ребенок пишет у доски. Ребята, я не буду Владу поправлять… она работает сама, а вы думаете сами.  Итак,  ребята, кто оказался самым зорким не сделал ни одной ошибки???  Вы хорошо потрудились. Ребята, которые ошибались - не расстраивайтесь…. Вы обязательно научитесь, если будете внимательными и будете учить правила. Давайте обратим внимание на слова с орфограммами: Влад, какие это слова? Сова, стена. Чем похожи, чем отличаются? А как называется орфограмма, которая есть в этих словах?    Безударная гласная в корне слова.  Правильно, молодцы. А как доказать, что в слове сова нужно писать букву О. Ведь слышится АА САВА?  Давайте докажем, что в слове стена писать нужно Е а не И. Ведь говорим мы СТИНА.   Дети говорят правило.  Дайте множественное число.
             V.          Физкультминутка
Немного разомнемся. Руки за голову…. Надавили на затылок. Соединили локти. Мочки ушей осторожно помассировали. Глаза закрыли, теперь представьте, что ваш нос – это кисточка. Нарисуйте аккуратно квадрат.  А теперь начинайте квадрат раскрашивать голубым цветом.  Остыли? Палец перед собой…. На кончик пальца смотрите, приближайте. Хорошо. Руки сжали в кулаки, разжали. Потянулись…  готовы работать вместе.
          VI.          Закрепление изученного материала

А я сейчас вам дети дам трудное задание. Рассмотрите этот рисунок. Найдите на этом рисунке слова, в которых есть орфограммы.  Возьмите ручки и запишите эти слова в тетрадь.
Определение орфограмм на слух.
Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить хотя бы одно или 2 слова с орфограммами, слова с ошибкоопасными местами. Готовы слушать?
Тает снег, бежит ручей,
Где же шустрый воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своём гнезде.
Давайте посмотрим, сколько же на самом деле было слов с орфограммой?
Вывешиваем правильный ответ на доску.

       VII.          Подведение итогов
Ребята, скажите, какое новое понятие мы сегодня с вами узнали? Кто сможет  рассказать? А кто смог запомнить, что такое орфографическая зоркость?
    VIII.          Рефлексия
Что вам на уроке понравилось делать больше всего?
Что вам показалось трудным?




Комментариев нет:

Отправить комментарий