Уважаемые родители!
Вам предлагается
краткая инструкция по формированию портфолио и его структура, потому что ребёнку,
скорее всего, понадобится Ваша помощь.
- Каждый лист должен находиться в отдельном перфофайле.
- После каждого разделителя в раздел «Когда я закончу первый класс» вставьте 4 пустых перфофайла.
- После разделителей в разделах «Мои впечатления» и «Отзывы и пожелания» в следующий перфофайл вставляется лист с пустой рамкой.
- После разделителя в раздел «Мои достижения» вставьте несколько пустых перфофайлов.
- После разделителя в раздел «Работы, которыми я горжусь» вставьте несколько пустых перфофайлов.
Структура портфолио
- ТИТУЛЬНЫЙ
ЛИСТ
1 лист содержит основную
информацию (имя и фамилия; класс).
2 лист фотография
ученика. День, месяц и год рождения. Важно дать ребенку самому выбрать
фотографию. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета.
Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет
представиться другим.
- МОЯ СЕМЬЯ
Ребёнок
должен нарисовать в рамке свою семью.
- МОИ
ДОШКОЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Ребёнок
должен ответить на вопрос: «Что я самостоятельно умею делать?» и раскрасить
клоуна разными цветами.
Зелёный – я делаю это
хорошо.
Жёлтый – у меня это уже
получается.
Красный – я этому
обязательно научусь.
Не закрашено – мне пока
это не интересно.
Колпак
и воротник клоуна он может раскрасить любыми другими цветами. Если
ребёнок умеет делать что-то, о чём ему хочется рассказать, то он может написать
это на воротнике и колпаке клоуна.
Клоун изображен в качестве примера. Вы можете придумать свой рисунок и оформить его аналогично.
- РАЗДЕЛ
«КОГДА Я ЗАКОНЧУ ПЕРВЫЙ КЛАСС» или Придумайте свое название.
«ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
«МАТЕМАТИКА»
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
«ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
«МУЗЫКА»
«ТЕХНОЛОГИЯ»
- У МЕНЯ ЕСТЬ
ТАКОЙ ПЛЮС
Ребёнок
должен раскрасить серединку и те лепестки цветка, на которых записаны качества,
которыми он обладает.
Цветок изображен в качестве примера. Вы можете придумать свой рисунок и оформить его аналогично.
- МОИ УСПЕХИ
Ребёнок
оценивает свои успехи по предметам.
2 лист «Пьедестал успехов»
Ребёнок расставляет
учебные предметы (в виде цветных кружков) на пьедестале успехов,
обозначив их разными цветами.
- РАЗДЕЛ «МОИ
УВЛЕЧЕНИЯ»
В
этом разделе ребёнок оценивает свои успехи, которых он добился во внеурочной
деятельности.
2 лист «Пьедестал успехов»
Ребёнок расставляет
кружки и факультативы (в виде цветных кружков) на пьедестале успехов,
обозначив их разными цветами.
- РАЗДЕЛ «МОИ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
В начальной
школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах,
ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии
или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он
не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои
впечатления.
- РАЗДЕЛ «МОИ
ДОСТИЖЕНИЯ»
Здесь
размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также
итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует
разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в
спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а,
например, в хронологическом порядке. Здесь могут быть размещены работы, которые
демонстрируют индивидуальный прогресс ученика от начала, в середине, в конце
учебного года. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь».
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»
В портфолио
ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его
стараний.
- Переходя в
старший класс
В начале
нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать
собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов
надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно
поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается
в специальном разделе - «РАБОТЫ,
КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ».
Важно помнить
В самом
начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без
помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь
надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка
таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию
портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих
достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание
своих возможностей.
Советы взрослым по организации помощи ребёнку в сборе материалов
портфолио:
1. Ни в коем случае не подменяйте
ребёнка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов.
2. Не отказывайтесь от помощи в
сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в
систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов.
3. Не стремитесь к количеству
достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
4. Привлекайте самого ученика к
планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования
сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам.
5. Помогайте школьнику вести его
портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных
особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!
6. Ученику надо предоставить
возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию.
В первом
классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без
помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь
надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка
таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию
портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих
достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание
своих возможностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий